Система защиты государственной тайны и информации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система защиты государственной тайны и информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

# Какая деятельность подлежит обязательному лицензированию и какими могут быть сами лицензии?

Начнем с того, что лицензирование представляет собой способ регулирования деятельности организации, характеризующийся установлением правового режима осуществления отдельных видов деятельности. Основные виды лицензий, выдаваемых регулирующими органами Лицензия ФСБ (государственная тайна) Если организация проводит работы с использованием сведений, представляющихгосударственную тайну , необходимо получить лицензию ФСБ. Такая лицензия необходима организациям, вне зависимости от их организационно-правовых форм. Лицензия представляет собой официальный документ и действует в течение установленного срока, разрешая осуществлять на определенных условиях конкретный вид деятельности. Имея лицензию на Гостайну, организация, в том числе и поставщик облачных услуг, может выполнять следующее:

  • осуществлять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • осуществлять работы, связанные с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
  • осуществлять мероприятия и/или оказывать услуги в области защиты государственной тайны.

Лицензия ФСБ на деятельность в области разработки, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и предоставления услуг в области шифрования данных Помимо лицензии на Гостайну, ФСБ занимается выдачей лицензии на деятельность в области разработки, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и предоставления услуг в области шифрования данных. Такая лицензия позволяет выполнять широкий перечень работ и оказывать услуги в отношении шифровальных (криптографических) средств. В таблице ниже представлен пример работ и услуг, которые можно выполнять при наличии такой лицензии. Список 1. Пример перечня работ/услуг, которые можно выполнять согласно лицензии

  • Разработка шифровальных (криптографических) средств.
  • Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Разработка средств изготовления ключевых документов.
  • Модернизация шифровальных (криптографических) средств.
  • Модернизация средств изготовления ключевых документов.
  • Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Производство средств изготовления ключевых документов.
  • Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.
  • Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Производство средств изготовления ключевых документов.
  • Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.
  • Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.
  • Работы по обслуживанию шифровальных средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства.
  • Ремонт шифровальных (криптографических) средств.
  • Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Передача шифровальных (криптографических) средств.
  • Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Передача средств изготовления ключевых документов.

# Какова ответственность в случае нарушения требований по защите ПДн?

Вопрос ответственности за невыполнение требований законодательства по защите ПДн является часто задаваемым. Кто-то, отмахиваясь, полностью игнорирует законодательство о ПДн, считая его формальностью, кто-то, наоборот, приводит весомый список наказаний и боится наступления часа «Икс». Какова же реальность? Ответственность, за нарушение требований по защите ПДн Статья 24 закона № 152-ФЗ «О персональных данных» определяет вид ответственности за нарушение требований ФЗ, которая заключается в том, что лица, виновные в нарушении требований закона, несут

  • гражданскую ответственность;
  • уголовную ответственность;
  • административную ответственность;
  • дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Неисполнение требований закона «О персональных данных» приводит организации к следующим рискам:

  • гражданские иски со стороны клиентов или работников;
  • приостановление или прекращение обработки ПДн в организации;
  • привлечение организации и/или ее руководства к административной, уголовной, гражданской, дисциплинарной и иным видам ответственности;
  • приостановление действия или аннулирование лицензий на основной вид деятельности организации;
  • репутационные риски;
  • риски недобросовестной конкуренции.

Правовой институт государственной тайны

В современном мире информация рассматривается как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационные ресурсы и технологии, которыми располагает го­сударство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире. В результате безопасность государства, его общественно­политических институтов, организаций и граждан включает в на­стоящее время в качестве обязательной составляющей информаци­онную безопасность. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, отнесенная по условиям правового режима к документированной информации ограниченного распро­странения.

Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобраз­ным мерилом для определения вида политического режима в госу­дарстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимо­отношений общества и государства, демократизации государствен­ной власти. Так, для любого тоталитарного государства характерно гипертрофирование секретности, чрезмерное расширение объема сведений, относимых к государственной и служебной тайне: всеоб­щий дух бюрократии есть тайна. Для демократического государства характерно акцентирование внимания на защите прав человека — углубленное правовое регулирование отношений, связанных с охра­ной личной и семейной тайны и связанных с ней институтов про­фессиональных тайн (естественно, демократическое государство предполагает законопослушность граждан, знание и неукоснитель­ное соблюдение ими действующих правовых норм).

Система защиты государственной тайны

Bопросы защиты государственной тайны приобрели особую значимость в последние годы, в период глубоких социально­экономических преобразований в Российской Федерации, когда, с одной стороны, появляются новые угрозы безопасности государст­ва, а, с другой стороны, сложившиеся режимы защиты государст­венной тайны перестают срабатывать должным образом.

B общем смысле защита информации — комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или сущест­венно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.

Основные положения о защите информации и государственной тайне

Суть государственной тайны, а именно ее защита и сохранение в секрете привели к созданию комплекса мер под названием Закон «О государственной тайне».

Определение 1

Сам термин «система защиты государственной тайны» представляет собой следующее: это система органов защиты государственной тайны, объединенных воедино, которая использует необходимые им средства и методы защиты сведений, которые и являют собой государственную тайну, а также носителей этих сведения и мероприятий , проводимых в целях защиты.

Эти меры распространяются на комиссию по защите гос. тайны межведомственного характера и органы исполнительной власти федерального уровня.

Важное значение при создании механизмов системы по защите государственной тайны в правовой сфере имеют государственный органы власти РФ.

В систему таких органов включены следующие:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство, представленное в виде Государственной Думы РФ;
  • государственные органы власти как самой России, так и ее субъектов;
  • Федеральная Служба Безопасности, Служба внешней разведки (СВР), органы судебной власти.

Каждый элемент, включенный в систему по защите государственной тайны имеет полномочия. Это, в определенной мере, дает возможность рационально распределить обязательства, которые могут быть возложены на них для полноценной защиты государственной тайны.

Ниже кратко перечислены полномочий каждой составляющей.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Читайте также:  Счета бюджетного учёта и новые проводки в 2023 году

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
о регистрационном номере;
о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Защита государственной тайны

Государственная тайна защищает на основе Закона РФ «О государственной тайне»[89]. Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, а систему защиты государственной тайны – как совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию следующие сведения:

– о чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также преступности;

– о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

– факты нарушения прав и свобод человека и гражданина;

– о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

– состояние здоровья высших должностных лиц РФ;

– о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носителе сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность, в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

В соответствии со ст. 20 Закона, к органам защиты государственной тайны относятся:

– межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

– органы государственной власти и их территориальные органы;

– организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которой определяются указанными

Руководителями, в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению поверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частные или временные ограничения их прав;

– письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

– ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– принятие решения руководителем органа государственной власти или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).

В соответствии со ст. 22 Закона, основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

– признание лица судом недееспособным или ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

– наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием введений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;

– постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

– уклонение лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке, с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления страховки ОСАГО

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

– расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

– однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

– возникновения обязательств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении, на основании этого, с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (ст. 22 Закона).

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны установлена несколькими статьями УК РФ: ст. 275 УК РФ («Государственная измена»), ст. 276 УК РФ («Шпионаж»), ст. 283 УК РФ («Разглашение государственной тайный») и др.

Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важнейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конструирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому не случайно законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Определение понятия «государственная тайна»

Определение понятия «государственная тайна»

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» дает следующее определение понятия государственной тайне:

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Из текста данного понятия следует, что организация системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, контроль ее состояния и надзор за соблюдением законодательства в области защиты государственной тайны возложены на государство.

Cистема защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Понятием «государственная тайна» определены области, в которых она может быть применена. Таких областей шесть: военная, внешнеполитическая, экономическая, разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указанным выше законом представлен в каждой из этих областей.

Но есть и сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Это сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вам будут интересны разработанные нашими экспертами методические материалы по обеспечению режима секретности.

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне.

Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений.

Раздел I. Общие Положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

  • носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

  • система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

  • допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

  • доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

  • гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

  • средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

  • перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Читайте также:  Способы переезда на ПМЖ в Грузию в 2023 году

3. Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

  • устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

  • определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 настоящего Закона.

Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.

В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.

При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:

  • правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;

  • органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения;

  • другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Базовые выводы темы о государственной и коммерческой тайне

Ниже приведены пункты, которые, в обязательном порядке должны быть учтены при разборе вопроса о тайне.

Определение 2

Государственная тайна являет собой сведения, которые пребывают под протекцией государства в области его деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Лицо, которое не является должностным, либо граждане, которые допущены или ранее допускались к государственной тайне, могут быть ограничены следующими моментами:

  • запрет на выезд за границу;
  • распространение внешних сведений, которые представляют собой государственную тайну;
  • абсолютная неприкосновенность частной жизни лица при проведении мероприятий проверочного характера.

Должностные лица и граждане,которые являются виновными в грубом нарушении закона о государственной тайне, несут ответственность дисциплинарного, административного, гражданско-правового или уголовного характера в соответствии с действующим законодательством.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *