Кому остается ребенок после развода?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому остается ребенок после развода?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Однако ребенка, пусть и маленького, не всегда передают матери. Дело в том, что для того, чтобы быть достойной воспитывать своего сына или дочь, женщина должна соответствовать нескольким параметрам. Древний правовед аш-Шафии писал, что мать в обязательном порядке должна являться мусульманкой, находиться в здравом уме, быть честной, а также она не должна быть замужем за кем-либо, кто является для нее махрамом. Махрамом в исламе называется близкий родственник.

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх писал о том, что дети после развода родителей живут с матерью до тех пор, пока не перестают нуждаться в ее помощи и заботе. Богослов отмечал, что показателем в этом плане является самостоятельность отпрысков, то есть тот момент, когда они сами научаются принимать пищу, одеваться, мыться и т.д.. Несмотря на то, что Шариат не устанавливает для этого какие-то определенные сроки, обычно мать воспитывает мальчиков до 7-ми лет, а девочек до наступления первой менструации.

Когда ребенок становится старше и способен сам себя обслуживать, родители решают, с кем он останется жить дальше. Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх учил, что если мать и отец не могут договориться между собой, право выбора передается их ребенку. Окончательное же решение остается за судьей.

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Развод в исламе по инициативе жены

Статья акутальна на: Декабрь 2019 г.

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.

Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.

Подходящее время для развода (талак)

Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.

Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.

Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:

«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.

Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:

مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ

«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.

С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).

Давать развод (талак) следует однократно

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:

«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

رَاجِعِ امْرَأَتَكَ

«Верни свою жену!».

Тогда тот сказал:

إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً

«Поистине, я дал ей развод трижды».

Пророк ﷺ сказал:

قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا

«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Абу Дауд сказал об этом:

أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً

«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».

Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.

Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:

أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي

«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).

В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.

Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.

Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:

«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.

Развод в руках мужа — почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.

С кем из родителей остаются дети после развода?

Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

Пишет шейх аль-Карми: «Если исчезло то, что препятствовало праву опеки, или тот, кто отказался от своего права, решил вернуть его, то право опеки возвращается к нему». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «ومتى زال المانع أو أسقط الأحق حقه ثم عاد عاد الحق له». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Если какой-либо из родителей задумал путешествие или переезд на новое место жительства, то это может повлиять и на право опеки.

Пишет шейх аль-Карми: «Если один из родителей задумал отправиться в путешествие и затем вернуться обратно, то у остающегося больше прав на опеку.
Если задумал переехать на новое место жительства, и расстояние до него равно или более того расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у отца.
Если расстояние до него будет меньше расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у матери». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «وإن أراد أحد الأبوين السفر ويرجع فالمقيم أحق بالحصانة وإن كان لسكنى وهو: مسافة قصر فالأب أحق ودونها فالأم أحق». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Приоритет отца при переезде в далекое место жительства объясняется тем, что обычно отец применяет воспитательное воздействие к ребенку, и он более озабочен сохранностью своего рода.

Примеры таких случаев были приведены в предыдущем пункте в словах имамов Ибн ‘Акыля и Ибн Таймии. Здесь же будет более обобщенное решение.

Пишет шейх аль-Карми: «И не оставляется опекаемый в руках того, кто не заботится о нем и не исправляет». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «ولا يترك المحضون بيد من لا يصونه ويصلحه». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

Все приведённые выше решения имеют силу, если родители живут в одном городе. Если же один из родителей захочет отправиться в Хадж или на джихад, или для торговых целей, то ребёнка не берут с собой, ибо в пути встречаются трудности и опасности. Ребёнок остаётся возле того из родителей, кто остаётся дома, пока не вернётся тот, кто имеет право на воспитание. Если же отец или мать переселяются на другое место жительства, отец имеет право забрать ребёнка себе, оберегая свою родословную, так как родословная передаётся по отцу. Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

1. Глава: О том, кто настраивает женщину против мужа

2175 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

Комментарии и толкования

أَبْوَابُ تَفْرِيعِ أَبْوَابِ الطَّلَاقِ

١- بَابٌ فِيمَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا

٢١٧٥- حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ، حَدَّثَنَا عَمَّارُ بْنُ رُزَيْقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عِيسَى، عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا، أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ».

[حكم الألباني] : صحيح

2. Глава: Женщина, которая просит мужа развестись с другой женой

2176 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не должна женщина просить развода для сестры своей, чтобы опустошить посуду её. Пусть выходит замуж (не ставя подобных условий), ибо, поистине, ей — то, что предопределено ей».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

Комментарии и толкования

٢- بَابٌ فِي الْمَرْأَةِ تَسْأَلُ زَوْجَهَا طَلَاقَ امْرَأَةٍ لَهُ

٢١٧٦- حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ أَبِي الزِّنَادِ، عَنِ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَا تَسْأَلِ الْمَرْأَةُ طَلَاقَ أُخْتِهَا لِتَسْتَفْرِغَ صَحْفَتَهَا وَلِتَنْكِحَ، فَإِنَّمَا لَهَا مَا قُدِّرَ لَهَا».

[حكم الألباني] : صحيح

3. Глава: О нежелательности развода

2177 — Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод».

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».

2178 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод».

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».

Комментарии и толкования

٣- بَابٌ فِي كَرَاهِيَةِ الطَّلَاقِ

٢١٧٧- حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُونُسَ، حَدَّثَنَا مُعَرِّفٌ، عَنْ مُحَارِبٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا أَحَلَّ اللَّهُ شَيْئًا أَبْغَضَ إِلَيْهِ مِنَ الطَّلَاقِ».

[حكم الألباني] : ضعيف

٢١٧٨- حَدَّثَنَا كَثِيرُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ خَالِدٍ، عَنْ مُعَرِّفِ بْنِ وَاصِلٍ، عَنْ مُحَارِبِ بْنِ دِثَارٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: «أَبْغَضُ الْحَلَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى الطَّلَاقُ».

С кем остаются дети по Шариату

Имам Абу Ханифа

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно… Подробнее →

  1. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи!
    А расскажите поподробней, пожалуйста, с кем и в каких случаях должны оставаться дети. Особенно относительно того, что случается с ребенком, если родители разошлись во время беременности жены. А также расскажите как должно происходить общение ребенка со вторым родителем и должно ли оно происходить? Пожалуйста, это очень-очень важно!!!
    Джазакаллаху хайран.

  2. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Во-первых нужно отметить, что развод — самое ненавистное из того, что Аллах
    разрешил. Потому мусульмане должны стараться сохранять брак насколько это
    возможно, прощать обиды, нанесенные друг другу и стараться помогать
    друг-другу в богобоязненности, не идя на поводу у шайтана. Если они сами не
    могут прийти к огласию, то нужно привлечь родсвенников с обеих сторон, а
    также авторитетных людей в умме, наприемр имама мечети, котороый совершал
    никах и т.д.

    Что касается ваших вопрсов:

    1. пока ребенок маленький, он остается с матерью. Особенно, если он еще не
    родился и она будет кормит его. Отец обязан содержать ребенка и материально
    помогать бывшей жене, как оплату за ее заботу о его ребенке.
    2. отец имеет право видеть совего ребенка, потому они должны составить
    договор о том, как это будет происходить. Бывшая жена при этом должна вести
    себя с бывшим мужем как с чужим мужчиной, покрываться и не встречаться с
    ним наедение и т.д.
    3. нужно отметить, что период идда (ождижания перед браком с другим
    мужчиной) беременной женщины заканчивается, когда она родит.

  3. Н.М.Д. сказал

    Мой вопрос может быть и не по этой теме нл надеюсь вы ответите на него! Если муж курит анашу должна ли жена жить с ним ? Муж не делает намаз и не держит пост разве.что иногда при том обзывает жену при любом его недоаольствии и ссоры и ее родителей и родных.жена ничего в ответ не. гов когда он зол хотя ей и трудно от него слышать такие аещи в адрес родителей.что должна делать жена в таком положении?уйти от него?учтите есть еще и ребенок. Дайте ответ пожалуйста очень важно!

  4. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Она имеет право развестись с мужем, если он нарушает ее права. Но лучше для нее призывать его к исправлению. Но Аллах знает лучше.

  5. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум!
    «пока ребенок маленький»… — это до какого возраста? А что происходит потом, после достижения им этого возраста? И как это происходит?

  6. Марьям сказал

    Почему же вы молчите? Пожалуйста ответьте как быть. Нужно подробно, со ссылками на достоверные источники. Будет девочка, расходимся с мужем. На время кормления грудью, она с мамой, это понятно. А потом при каких обстоятельствах, на каких условиях и с кем она остается. Прошу Вас, объясните подробно как все происходит, это очень-очень важно!!! Сейчас я чувствую себя просто уничтоженной. Муж не считает меня причастной к ребенку, который еще внутри меня. Прошу, помогите!

    • admin к записи С началом Рамадана!
    • Muslim к записи С началом Рамадана!
    • admin к записи Её муж сидит с женщинами-немахрам и ей это не нравится

    Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод. Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава». Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение.

    Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.

    Расторжение — прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.

    У кого остается ребенок после развода родителей?

    Хидана – это права на воспитание ребенка до определенного срока. Это право принадлежит матери ребенка. Однако с юридической точки зрения мать не обязана делать этого. То есть она не может быть принуждена к тому, чтобы смотреть за детьми и воспитывать их. Однако в том случае, если нет никого другого, кто мог бы взять на себя воспитание детей, мать обязана смотреть за ними и воспитывать их.

    Мать обязана воспитывать и защищать свою дочь до девяти лет, а сына до семи лет . Дальнейшее воспитание и защита ложится на отца.

    Даже если мать ребенка не является мусульманкой, все равно ребенок передается ей на воспитание. Однако в том случае, если станет очевидным, что воспитание, которое она дает детям, не соответствует нормам ислама и отдаляет ребенка от религии, то в этом случае ребенка забирают у матери и передают на воспитание другому родственнику. А эта мать утрачивает право на воспитание ребенка.

    Чтобы сохранить права на воспитание, мать ребенка не должна выходить замуж за постороннего мужчину и должна быть способна обеспечивать и оберегать своих детей.

    Разведенная женщина, вышедшая замуж за другого мужчину, а также имеющая недостатки в умственном развитии или целомудрии, утрачивает право воспитания. Но если ее новый муж примет ее детей и возьмет на себя ответственность за их воспитание, то в этом случае дети не могут быть отобраны у матери и переданы отцу. Однако бывший муж имеет право видеть своих детей в любое время.

    Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

    Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

    Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

    В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

    Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

    Мы постараемся кратко коснуться вопроса, заданного одной из сестер: кем воспитывается ребенок, потерявший отца, если его мать выходит замуж, и какие права мать имеет на этого ребенка.

    До тех пор, пока мать не выйдет замуж за другого, она имеет больше прав на детей, как указывает на это хадис о женщине, муж которой после развода хотел забрать сына себе, и слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные этой женщине: “Ты имеешь больше прав на него, до тех пор, пока не выйдешь замуж”. (Абу Дауд).

    Сказал Ас-Сананий: “Этот хадис является далилом на то, что мать имеет больше прав на опеку своего ребенка, если отец захочет забрать его у неё”. “Законоположение, на которое указывает этот хадис не вызывает разногласий; на основании его выносил судебные решения Абу Барк, а затем Умар”.

    “Хадис также указывает на то, что мать, выйдя замуж, теряет право на опеку, и это мнение большинства ученых… Однако аль-Хасан и Ибн Хазм (ученые захиритского мазхаба) сочли, что она, выйдя замуж, не теряет права опеки, на что они использовали как доказательство тот факт, что Анас ибн Малик воспитывался у своей замужней матери, также как Умм Саляма вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ее сын остался на ее попечении, а также дочь Хамзы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присудил её замужней тёте по матери…” (Субулю-с-салям).

    Если же пара всё-таки решила развестись окончательно, то делёж имущества между ними зависит от ряда факторов.

    1. Все личные вещи, а также недвижимость и иные предметы, которые принадлежат одному из супругов, остаются за ним и после развода (поскольку в фикхе право собственности носит личностный характер). Положение мужа как главы семьи не распространяется на имущество жены, и лишь она вправе распоряжаться своей собственностью. В суре «Женщины» сказано:

    О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно (4:29)

    2. При заключении брака обязательным условием, согласно Шариату, считается махр – свадебный дар, который жених преподносит невесте. Он остаётся у жены в тех случаях, когда развод происходит по инициативе мужа. Доводом тому служит аят суры «Ан-Ниса»:

    Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого (4:20)

    Если же развод инициирован супругой, то она обязана вернуть махр мужу. Мудрость этого заключается в том, чтобы женщины не превращали брак в средство заработка.

    3. При наличии совместного имущества (жильё, бизнес) и заранее оговоренных долей при его разделе разводящиеся обязаны придерживаться взаимных соглашений. Если же условия раздела не были оговорены изначально, то такая собственность делится пополам. В суре «Корова» сказано:

    Разведённых жён полагается обеспечивать разумным образом (2:241)

    Если же кто-то из супругов получил некую собственность в дар или наследство или же владел ею до вступления в брак, то это имущество не будет считаться совместным.

    Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

    Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

    Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

    У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

    Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:

    1. развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
    2. если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
    3. мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
    4. число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.

    Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.

    Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.

    Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:

    • только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
    • поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
    • при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
    • при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.

    Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:

    • супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
    • мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
    • пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
    • право наследования при большом расставании аннулируется;
    • мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.

    Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

    С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

    Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

    Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

    В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

    Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

    «Побои и ссоры бывают из-за жены»

    Сайхану 27 лет. Он живет в Чечне, работает в коммерческой организации. После развода у них с женой осталось двое детей: мальчику пять лет, девочке — три.

    «Детей оставил у себя, потому что я мужчина, и это мои дети. Я должен их воспитать и содержать. Видеться с мамой или с родственниками жены я им не запрещаю, и нет мысли внушить им, что их мать плохая», — рассказывает Сайхан.

    Воспитывать детей ему помогают родители. «Они несут ответственность за меня и за моих детей», — говорит он.

    По его словам, жена хотела оставить детей у себя, но он не согласился. «Она еще молодая, вдруг выйдет замуж. Она имела возможность воспитывать их, растить, заботиться, не разрушая семью. У всех у нас есть много минусов, но надо как-то пытаться хотя бы искать что-то хорошее, что будет объединять. Тем более, когда тебе дают второй и третий шанс», — уверен он.

    О причинах развода он говорить не хочет: «Назовем это большими разногласиями о смысле женитьбы и создании семьи».

    «Это было мое решение. Но не спонтанное. Я ее предупреждал, что будет такой исход, если она не изменится», — продолжает мужчина.

    Сайхан уверен, что в Чечне женщине с детьми выйти замуж очень сложно. «Даже то, что была замужем — помеха, не говоря уже про детей», — говорит он, поясняя, что мужчина с детьми найти новую жену может «без вопросов».

    С тем, что женщинам в браке часто приходится много терпеть, чтобы оставаться с детьми, Сайхан не согласен. «Да не скажите! Побои и ссоры в любых семьях бывают в основном из-за жены. Нормальная женщина до этого не доведет мужа».

    Он также уверен, что эта традиция не ущемляет прав женщин: «У нас в семьях главный муж, он за все отвечает. И воспитывает своих детей сам. Так и должно быть. А когда женщина главная, то это ни к чему хорошему не приводит».

    «У нас семьи крепкие, родителей в дом престарелых не отдают, детей в детдом не отдают. Просто некоторые женщины доводят это до того, что им вообще запрещают видеться с детьми, делая истерики, поднимая панику чисто из-за обиды на мужа или на его семью. Обиженная женщина будет жаловаться, мстить. Таких судебных тяжб на всей территории России полно, а заметны только мы. Вы выставите нас притеснителями женщин».

    «Плохо за ними смотрела»

    Магомед уже три года воспитывает троих сыновей без жены. По его словам, она была согласна оставить ему детей при разводе.

    «Я не противник того, чтобы при разводе дети оставались с матерью. Было бы лучше, чтобы они остались у нее. Конечно, если бы она вышла еще раз замуж, я бы своих детей там не оставил. Но она плохо за ними смотрела», — говорит Магомед.

    По его словам, дети часто были неопрятными, а бывшая жена не могла их воспитывать. Когда решили разводиться, жена сказала, что сможет без детей.

    Магомед разрешает бывшей жене общаться с сыновьями, а на каникулы дети часто уезжают к матери.

    «Мне не очень нравятся некоторые адаты (традиции — НВ). Они расходятся с шариатом. Дети должны оставаться с тем из родителей, с кем им будет лучше. Неправильно, если они будут страдать. При разводе у каждого своя правда, но дети ни в чем не виноваты», — говорит Магомед.

    Коранические принципы [ править ]

    Согласно Корану, брак должен быть неограниченным во времени, на что указывает его характеристика как «прочная связь» и правила, регулирующие развод. В идеале отношения между супругами должны быть основаны на любви ( мавадда ва рахма , 30:21), а важные решения, касающиеся обоих супругов, должны приниматься по обоюдному согласию. Когда гармония в браке не может быть достигнута, Коран разрешает и даже советует супругам положить конец браку (2: 231), хотя это решение не следует воспринимать легкомысленно, и община призвана вмешаться назначение арбитров из двух семей для попытки примирения (4:35). Коран устанавливает еще два способа избежать поспешных разводов. Для менструирующей женщины Аль-Бакара 2: 228 предписывает период ожидания ( идда ) до завершения развода, как три ежемесячных периода. Точноже для не менструация женщин,том числе пост- менопаузе женщин и пре- менархе девочек, Ат-талака 65: 4 прописывает периоды ожидания. Это нужно для того, чтобы муж пересмотрел свое решение. Более того, мужчине, который дает клятву не вступать в половую связь со своей женой, что приведет к автоматическому разводу, предоставляется четырехмесячный период для нарушения своей клятвы (2: 226).

    Коран существенно изменил гендерное неравенство в практике развода, существовавшее в доисламской Аравии, хотя некоторые патриархальные элементы сохранились, а другие процветали в последующие века. До ислама развод между арабами регулировался неписаным обычным правом, которое варьировалось в зависимости от региона и племени, а его соблюдение зависело от авторитета вовлеченных лиц и групп. В этой системе женщины были особенно уязвимы. Коранические правила брака и развода предусматривают фиксированный набор норм для всех мусульман, подкрепленных божественной властью и соблюдаемых сообществом. Ранние исламские реформы включали в себя предоставление жене возможности инициировать развод, аннулирование права мужа на собственность своей жены, осуждение развода без веских причин, криминализацию необоснованных заявлений о неверности со стороны мужа и установление финансовой ответственности мужа перед его разведенная жена. В доисламские времена мужчины держали своих жен в состоянии «неопределенности», постоянно отвергая их и забирая их обратно по своему желанию. Коран ограничил количество отказов до трех, после чего мужчина не может забрать свою жену, если она сначала не выйдет замуж за другого мужчину. Кроме того, доисламский брачный выкуп ( махр), выплачиваемая женихом семье невесты, была преобразована в приданое , которое стало собственностью жены, хотя некоторые ученые полагают, что практика отдавать невесте хотя бы часть махра началась незадолго до прихода ислама.

    Тема развода рассматривается в четырех различных сурах Корана, включая общий принцип, сформулированный в 2: 231:


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *