Кто такие судебные приставы и на что имеют право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такие судебные приставы и на что имеют право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.

Возбуждение исполнительного производства

Обращение в службу приставов с листом или приказом и написание там заявления — точка, в которой берет начало исполнительное производство. Конечно, если заявлению о его возбуждении дадут ход. Обратиться в ФССП можно только в трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу. Восстановить этот срок могут только те, кто за это время перенес тяжелую болезнь, находился в беспомощном состоянии или имел другую уважительную причину. Статья 21 ФЗИП содержит исключения в виде сокращения сроков подачи в следующих случаях:

  • требование об уплате периодических платежей — в период срока уплаты и три года спустя;
  • решение комиссии по трудовым спорам — в трехмесячный период;
  • в некоторых ситуациях сроки устанавливаются другими законами.

Согласно статье 30 ФЗИП, вам нужно подать заявление в отделение ФССП по месту жительства должника или его нахождения (если должник — организация). Но даже если вы подадите его в ближайшее к вам отделение, приставы сами перенаправят документ, куда нужно, и уведомят вас об этом. Помимо указанных выше документов, захватите свой паспорт и его копию.

Сроки исполнительного производства

Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.

Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.

Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).

Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.

Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ НАГРУЗКИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Каждый субъект РФ определяет свои критерии отнесения исполнительных производств к категории «особые». Они зависят от уровня жизни людей в конкретном регионе, закрепляются соответствующим правовым актом, утверждаются руководителем территориального органа ФССП.

Если после этого вы все равно сомневаетесь в наличии долга, следует попасть на прием в орган ФССП, выяснив все на месте. Если же задолженность на самом деле есть, необходимо взять платежные реквизиты и как можно скорее ее погасить. При этом составление инкассового поручения юридическим лицам (в том случае если взыскатель юридическое лицо) не требуется, достаточно одного заявления (п. 2 ст. 70 Закона).

После вынесения решения суда о взыскании с Вас в пользу банка определенной денежной суммы. Банк уже не вправе начислять никакие пени. Однако, в случае неисполнения должником решения суда в установленный срок, банк вправе взыскать с должника % за пользование чужими денежными средствами.

При ведении сводного исполнительного производства, в котором наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, вопрос об утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении по любому исполнительному производству, входящему в сводное, разрешается судом общей юрисдикции.

Что такое особое исполнительное производство — Правовой мир

Особое производство в гражданском процессе обладает следующими признаками:

  • В качестве предмета рассмотрения выступает законный интерес.
  • Способом защиты является установление конкретных состояний и фактов, имеющих юридическую значимость.
  • Порядок особого производства не предусматривает возможность ведения спора о правоотношениях сторон, принимающих участие в рассмотрении.
  • Цель процесса – защита определенного интереса.
  • Возбуждение дел осуществляется посредством подачи заявления, в котором не должно содержаться материально-правовых требований к другой стороне правоотношений.
  • Участники процесса со своими интересами друг другу прямо не противостоят.
  • Разрешение дел осуществляется в соответствии с материальными нормами гражданской правовой сферы.
Читайте также:  Документы для новорожденного в мфц

Что не могут забрать приставы?

Существует такое имущество, которое приставы не могут забрать. К нему относится:

  • жилье, если у должника оно является единственным;
  • техника и другие вещи, которые нужны для организации быта, например, холодильник, духовка, посуда, одежда и обувь для повседневного использования. На драгоценные изделия и предметы роскоши это не распространяется;
  • продукты;
  • имущество, которое помогает должнику иметь определенный финансовый доход. В качестве примера – машина, если неплательщик работает в такси, компьютер, если он трудится в сфере программирования;
  • имущество, находящееся в собственности инвалида-должника, например, инвалидная коляска, аппарат для восстановления слуха, и т.п.;
  • вещи и предметы, использование которых необходимо для обеспечения необходимых условий проживания. К этим предметам можно отнести дрова, баллоны с газом или другое топливо, которое применяется для отопления помещения, где проживает должник, а также для приготовления еды.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

— организует:

  • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

  • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

  • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

Общая характеристика исполнительного производства

Гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту может быть реализовано в окончательном виде только в том случае, когда гражданин или организация, обратившиеся в компетентную инстанцию за защитой их нарушенного или оспоренного права, реально получили присужденное им юрисдикционным органом.

Не вызывает ни малейшего сомнения тезис о том, что действенность судебной защиты и авторитет власти зависят не только и не столько от того, насколько грамотны, законны и обоснованны акты суда и других государственных органов, но и от того, насколько быстро и реально они будут исполнены, претворены в жизнь.

Субъективный состав и специфика производства

Имеет особенность и субъективный состав исполнения дел особого характера, исключая использование исковых институтов. В качестве средства защиты нарушенного права выступает заявление участника права о нарушении. Такой участник именуется заявителем, а все остальные — заинтересованными лицами. Особое производство исключает наличие в деле истца, ответчика, третьих лиц.

Специфическим признаком особого производства является то, что все вопросы, подтверждающие те или иные субъективные возможности заявителя, находятся вне пределов рассмотрения.

Таким образом, особое исполнительное производство не затрагивает права сторон относительно друг друга либо лиц, интересы которых подлежат защите. Единственное мерило процесса — это законный интерес.

Как погасить долги по ИД

Если дело по задолженности дошло до судебных приставов, платить следует именно им. При оплате непосредственно кредитору стоит требовать акт о передачи денег или расписку.

Последний вариант уместен при долгах между физическими лицами (в том числе при задолженности по алиментам). Тогда в ФССП следует предъявить именно подписанный акт или расписку, чтобы сумму выплат вычли из общего долга.

Электронные денежные перечисления не требуют акта, так как всегда можно распечатать чек или квитанцию. Чеки сохраняются в личном кабинете интернет-банкинга каждого пользователя.

Передавать денежные средства можно следующими способами:

В некоторых случаях с перечисленной суммы взимается комиссия. Деньги берет платежная система, поэтому они не вписываются в выплату по долгам.

Проблема множественности судебных приставов-исполнителей

Общей проблемой в службе судебных приставов является ведение в отношении одного и того же должника исполнительных производств разными судебными приставами-исполнителями. Исполнительные производства не объединяются в сводное исполнительное производство по разным объективным и субъективным причинам.

Например, должник ранее проживал по одному адресу, впоследствии переехал. Как результат исполнительные производства находятся на исполнении в разных отделах судебных приставов. Кроме того, исполнительное производство может быть возбуждено и месту нахождения имущества должника (часть 1 статьи 33 Закона об исполнительном производстве). Здесь активно могут воздействовать на ситуацию взыскатели , направляя главному судебному приставу ходатайства об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производства. Однако это не всегда выгодно взыскателю (подробней см. выше)

«Методические рекомендации по созданию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства» (утв. ФССП России 19.08.2015 N 0001/10) (ред. от 25.03.2016)

Федеральной службы судебных

приставов — главного судебного

пристава Российской Федерации

19 августа 2015 г. N 0001/10

ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННЫХ

Читайте также:  Ответственность за неуплату алиментов в 2022 году

СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФССП

РОССИИ, НА КОТОРЫЕ ВОЗЛОЖЕНЫ ЗАДАЧИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ, А ТАКЖЕ

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 02.10.2007 N 229-ФЗ

«ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» АКТОВ ДРУГИХ ОРГАНОВ

И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России по исполнению особых исполнительных производств, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц (далее — Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», приказом Минюста России от 21.05.2013 N 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов».

1.2. Межрайонные отделы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств функционируют в каждом территориальном органе ФССП России, за исключением Отдела ФССП России по Ненецкому автономному округу.

1.3. В Методических рекомендациях применяются следующие понятия:

межрайонные отделы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств — межрайонные структурные подразделения территориальных органов ФССП России по исполнению особых исполнительных производств (сокращенное наименование — МОСП по ОИП). Особые исполнительные производства — сложные с точки зрения процедуры принудительного исполнения или отличающиеся особой экономической, социальной или общественно-политической значимостью для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также иные категории, требующие для качественного исполнения централизованной организации работы.

2. Цели и задачи создания межрайонных отделов судебных

приставов по исполнению особых исполнительных производств

2.1. Целью создания межрайонных отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств является повышение качества принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — акты других органов).

2.2. Создание межрайонных отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств способствует реализации следующих задач:

исполнению особых исполнительных производств наиболее квалифицированными работниками территориальных органов ФССП России и усилению контроля со стороны аппарата управления территориального органа ФССП России, в том числе в целях снижения коррупционных рисков;

централизации исполнения отдельных категорий исполнительных производств.

По решению руководителей территориальных органов ФССП России — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации могут создаваться иные межрайонные структурные подразделения территориальных органов ФССП России по предметному или территориальному принципу (по взысканию налоговых платежей, административных штрафов, административному выдворению, исполнению исполнительных производств неимущественного характера и т.д.).

3. Основные функции межрайонного отдела судебных приставов

по исполнению особых исполнительных производств

3.1. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России исполнения судебных актов и актов других органов, применения мер принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа.

3.2. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России производства по делам об административных правонарушениях.

3.3. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России проведения оценки и учета арестованного и изъятого имущества, хранения и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества.

3.4. Формирование и ведение банков данных, содержащих сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов.

3.5. Обеспечение в пределах компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

3.6. Организация приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок.

3.7. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МОСП по ОИП, организация делопроизводства.

3.8. Представление интересов территориального органа ФССП России в судебных процессах, при необходимости — обеспечение участия в них работников МОСП по ОИП.

3.9. Обобщение и анализ статистических и иных информационных материалов о деятельности МОСП по ОИП.

3.10. Составление статистической отчетности, представление ее в установленные сроки в аппарат территориального органа ФССП России.

3.11. Осуществление иных функций в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России и территориального органа ФССП России.

4. Территория осуществления деятельности

МОСП по ОИП осуществляет свою деятельность на всей территории субъекта Российской Федерации.

5. Осуществление старшим судебным приставом межрайонного

отдела судебных приставов по особым исполнительным

производствам полномочий руководителя группы

В соответствии с постановлением главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или вынесенным старшим судебным приставом МОСП по ОИП постановлением о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения, старший судебный пристав МОСП по ОИП, при котором создается группа принудительного исполнения, осуществляет установленные Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» полномочия старшего судебного пристава (руководителя группы принудительного исполнения) в отношении судебных приставов-исполнителей, включенных в состав группы принудительного исполнения.

6. Служебная нагрузка судебных приставов-исполнителей

Условная степень служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей МОСП по ОИП рассчитывается в соответствии с приказом ФССП России от 04.08.2011 N 340 «О паспорте нагрузки территориальных органов ФССП России».

Небольшие отклонения от оптимального значения могут зависеть от преобладания каких-либо категорий исполнительных производств. Например, если основную часть находящихся на исполнении в МОСП по ОИП составляют исполнительные производства о взыскании значительных сумм, в том числе по сводным исполнительным производствам, возможно отклонение от оптимального значения условной степени служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей в меньшую сторону, а если преобладают исполнительные производства, не требующие больших временных затрат на их исполнение и переданные в МОСП по ОИП в целях централизованной активизации работы, возможно отклонение от оптимального значения условной степени служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей в большую сторону.

Читайте также:  Штраф за отсутствие прописки 2023

Правовые обязанности пристава-исполнителя

Документ, который регламентирует права и обязанности пристава-исполнителя – это Закон «Об исполнительном производстве». Основные же обязанности государственного служащего описаны в статье 10 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Первое, что государственный служащий – пристав-исполнитель должен соблюдать – это поддерживать конституционный строй и соблюдать Конституцию РФ, вести свою деятельность по реализации федеральных законов, а также законов субъектов РФ.

Судебный пристав-исполнитель обязан добросовестно исполнять свои должностные обязанности. Обязан соблюдать законные интересы граждан. Такая обязанность государственного служащего четко прописана в Конституции, где установлено, что обязанность государства заключается в признании, защите прав и свобод человека.

Так же в обязанности пристава входит исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих лиц, которые отданы в пределах их законных полномочий.

Важной проблемой в исполнительном производстве является не отсутствие необходимых полномочий, а низкая мотивация конкретных приставов-исполнителей.

В этой связи предлагаю рассмотреть нестандартный способ мотивации приставов с помощью PR-сопровождения исполнительного производства.

Основная идея этого нового подхода проста: замена обычных юридических жалоб (старшему и главному приставу, прокурорам, президенту РФ и т. д.) на уведомление о возможности PR-сопровождения хода исполнительного производства с фиксацией недостатков, которые могут иметь место.

Сразу отмечу, что PR-сопровождение вполне может помочь самим приставам-исполнителям обосновать для руководства, почему они наиболее активно начали работать по каким-то конкретным исполнительным листам. Кроме того, вынужденно появляющиеся в рамках информационного сопровождения тексты (пресс-релизы и т. д.) могут дополнительно демонстрировать неизбежность неблагоприятных последствий для должников, которые по каким-то причинам, в том числе иногда коррупционным, стали надеяться на неосуществление исполнительных действий.

Для наглядности проиллюстрируем пример такого PR-воздействия. Имеется исполнительное производство на взыскание крупной суммы, у должника есть имущество, но исполнение сильно затягивается.

Взыскателем принимается решение отправить приставам не обычную жалобу, а уведомление в пресс-службу Управления ФССП соответствующего субъекта о том, что взыскателем планируется освещение процесса взыскания по такому непростому исполнительному производству в средствах массовой информации.

Для того чтобы избежать дачи необоснованных негативных оценок, службе судебных приставов при странном стечении обстоятельств – должник и имущество есть, а взысканий нет, взыскатель просит сообщить о контактных данных лица, который будет ответственен за освещение процесса взыскания по данному исполнительному производству в средствах массовой информации.

Полученное приставами уведомление простимулировало службу судебных приставов оперативно решить вопросы по данному исполнительному производству так, что освещение процедуры взыскания по нему в средствах массовой информации не потребовалось.

Взыскание задолженности в исполнительном производстве – процесс сложный и длительный, в связи с чем всегда актуален вопрос эффективного контроля и учета за этим процессом.

Бумажные документы, как показала практика, удобней всего хранить в накопительных делах по территориальным отделам судебных приставов в алфавитном порядке.

В том случае, если количество должников не более 10 – 20, то автоматизировать процесс не имеет смысла, достаточно будет и таблицы Microsoft Excel.

Если же количество должников значительно больше, то без автоматизации есть риск, что много времени сотрудники будут тратить на поиск необходимого документа (исполнительное производство – письменный процесс), а также информацию о том, на какой стадии находится в настоящее время исполнительное производство.

Заказывать разработку дорогостоящего программного продукта на все случаи жизни, на мой взгляд, непростительные траты. Для наших задач вполне подойдет Microsoft Access, который поможет создать базу данных даже на 60 000 исполнительных производств.

История создания службы судебных приставов

Выполнение судебных предписаний – признак уважения к государству. В России с давних лет существовали институты, контролировавшие этот аспект. Так, в Древней Руси основной формой налогообложения выступала дань, которую собирал сам князь. Деньги собирались с помощью дружинников. Первое упоминание о судебных приставах можно встретить в юридических документах 1497 и 1550 годов. Эти лица разыскивали сбежавших холопов, вызывали ответчиков на суд, собирали доказательства правоты истца, следили за порядком во время заседания.

В период до Петра Первого судебные приставы носили название недельщиков. Они вызывали стороны в суд, занимались поиском обвиняемого, при оказании сопротивления применяли физическую силу, допускалось также применение пыток. Свое название эти лица получили потому, что сменялись каждую неделю. Они назначались судебным органом по заявлению истца для оказания последней помощи в розыске ответчика и его доставке на заседание. Система формировалась из числа дворян и бояр, а служба в недельщиках считалась достаточно элитной.

В XVIII столетии институт был упразднен, а его функции перешли к полиции. Такое изменение оказалось неоправданным. Недельщик получал за каждого должника вознаграждение, тогда как полицейские не были материально заинтересованы в результативности своей работы. В результате судебные разбирательства затягивались на десятилетия, появились недоимки в бюджете в результате невыплаты задолженностей (несмотря на наличие долговых ям и суровых телесных наказаний за провинности).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *