Как подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

Рассмотрение дела по существу

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

о нарушении антимонопольного законодательства

Заявление оформляется в произвольной форме, описательная часть заявления должна содержать:

— сведения о лице, в отношении которого подано заявление (для юридических лиц: организационно-правовая форма, наименование, юридический, почтовый адреса, Ф.И.О. руководителя; для физических лиц: Ф.И.О., адрес);

— описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты;

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий.

Документы и сведения, составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну необходимо пометить грифом «ДСП», «конфиденциально» или «коммерческая тайна».

В заключительной части необходимо указать:

— существо требований.

Сроки рассмотрения и решение

В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.

Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.

Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.

Сроки для обжалования

Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. Важно следить за ними. Собрали их в таблицу.

Что обжалуете Кто обжалует Сроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. Заявитель. 30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. Участник торгов. 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.
Читайте также:  Льготы и ставки по Налогу на имущество организаций в городе Москве (2022 г.)

Возможность подачи жалоб в ФАС через ЕИС появилась с 05.07.2021 года. С 1 января 2022 года на сайте действует полноценный функционал, с помощью которого участники закупок при необходимости могут направлять свои жалобы. Это правило работает только в отношении электронных процедур и для участников, зарегистрированных в ЕИС (ч.4 ст.105 44-ФЗ). Жалоба рассматривается контрольным органом, только если она составлена с учетом требований, изложенных в ст. 105 44-ФЗ. В этом плане поставщики защищены, потому что действует стандартная форма жалобы с учетом установленных требований, т.е. производятся автоматизированные проверки системой предупреждающего характера. Статус электронного обращения доступен к отслеживанию в личном кабинете участника, поэтому он вовремя сможет предпринять необходимые действия, если это позволяют сроки. Электронное обжалование имеет плюсы как для участников, так и для субъектов обжалования.

Сроки для обжалования

Знать эти временные промежутки важно. Если не успеть обжаловать нарушение в срок, то в дальнейшем нужно будет обращаться в суд. Чтобы не «размазывать» тему сроков подачи жалобы по всей статье, мы систематизировали ее в отдельном пункте.

Ознакомьтесь с таблицей ниже:

Что обжалуется? Кто может обжаловать? Сроки
Положения документации о госзаказе до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До конца срока подачи заявок.
Положения документации о госзаказе после окончания приема заявок. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если исполнителя отбирают путем закрытой процедуры, со дня подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, указанное в протоколе проведения закупки. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают путем закрытого мероприятия, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Незаконные действия, произошедшие после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки
Порядок аккредитации оператором ЭТП. Заявитель 30 дней от даты отказа.
Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП. Участник закупки 5 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона.

В сфере закупок нарушения прав участников могут быть допущены на любой из стадий: подача заявок, их рассмотрение и оценка, подписание договора, внесение изменений в договор или контракт, исполнение его условий, прием и оплата товара, работы или услуги. При направлении обращения соблюдайте установленные законом сроки. Если они вышли, оспорить нарушение своих прав можно только в суде. Защитить ваши права сможет квалифицированный юрист. Получить бесплатную консультацию можно, связавшись с нами по телефону или через онлайн-форму обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

Читайте также:  Удерживают ли алименты с больничного листа

Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

  1. Через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.

Какие нарушения 44 ФЗ и 223 ФЗ можно обжаловать:

  • документация о закупке не соответствует действующему законодательству;
  • нарушение федерального закона, регламентирующего допуск и рассмотрение заявок;
  • незаконные требования к товару ограничивающие конкуренцию, избыточные, нарушающие закон;
  • незаконные требования к участнику, ограничивающие конкуренцию, избыточные, нарушающие закон;
  • нарушения, связанные с действиями (бездействием) оператора электронной площадки;
  • отказ в допуске к участию в закупке, отклонение заявки;
  • подведение итогов, в том числе с применением/отказом преференций;
  • заключение с победителем контракта, не соответствующего извещению.

При подаче жалобы необходимо определиться, какие именно имеются основания для обжалования. От этого будут зависеть вероятность успешного решения по обжалованию закупки.

Жалоба на аукционную документацию

Иван Иванович из компании ООО «Страж» нашел подходящий для его компании электронный аукцион, скачал документацию и приступил к ее изучению.

«Внимательное изучение документации и особенно положений Контракта на начальном этапе необходимо. И если Вы с чем-то не согласны, а Заказчик не дает вам разъяснения положений документации всегда стоит писать жалобы в ФАС.»

Иван Иванович обнаружил в документации пункты, способные ограничить число участников, так как они указывают на конкретные требования, в том числе, и он не сможет принять участие в данном аукционе. Стоит найти другой аукцион, в котором не будет данных пунктов? Ни в коем случае.

Вместо этого составляем жалобу с указанием всех пунктов, противоречащих ст.8 ФЗ-44 «принципы ограничения конкуренции».

Что Просим в жалобе в УФАС / ФАС:

  • Просим приостановить подписание контракта
  • Отменить протокол рассмотрения и оценки заявок (Признать незаконным / недостоверным).
  • Отменить закупку. (процедуру могут и обязаны провести заново с этапа публикации извещения)
  • Приостановить заключение контракта / договора по обжалуемой закупке.
  • Выдать предписание Заказчику об устранении нарушений
  • Передать соответствующему должностному лицу антимонопольного органа материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Обжаловать или принять: действия после вынесения решения

Решение ФАС, если оно не устраивает ту или иную сторону, можно обжаловать в Арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения. Как правило, обжалованием занимаются заказчики, так как для них, сам факт признания жалобы обоснованной является болезненным, по причине возбуждения в этом случае административного производства и наложения соответствующих штрафов на заказчика или членов комиссии.

Для заявителя же, обжалование решения ФАС, равно как и положений документации или протоколов рассмотрения заявок, в судебном порядке, как правило является не интересным, так как требует расходов, а ощутимого результата, обычно, не приносит. Проблема тут в том, что суды, до последнего времени занимали позицию, что раз контракт уже частично исполнен, то даже если были какие-то нарушения при его заключении, то расторгать его не целесообразно, так как это приводит к нарушению прав третьих лиц.

Это долгие годы ставило фактический барьер на обжалование в судах действий заказчиков и ФАС из-за бессмысленности этих действий. Однако, в 2020 г. начался процесс, который говорит о том, что, возможно, что-то стало меняться в сознании судейского корпуса. Совсем недавно, по нескольким делам в Арбитражном суде СПб и ЛО были вынесены решения о расторжении контрактов, заключённых с нарушением норм закона. Все решения появились после жалоб участника рынка на отклонение его заявок на конкурсные процедуры. Как минимум одно решение вступило в силу, после утверждения его апелляционной инстанцией.

Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.

  1. Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
  2. Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
  3. В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
  4. Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.
Читайте также:  СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ НА ПОГРЕБЕНИЕ

Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.

Нововведения в обжаловании в 2021 году

В базе проектов НПА выложили законопроект о поправках в 44-ФЗ, которые усовершенствуют правила обжалования действий или бездействия контролирующих органов. По плану, изменения вступят с силу с 01.04.2021. В таблице — суть основных поправок.

Суть поправок Для чего это делают

Разрешат подавать жалобы в ФАС по 44-ФЗ дистанционным способом через ЕИС. С 2021 года участвуют в закупках только поставщики, которые зарегистрированы в этой системе. Исключают потребность в излишней идентификации лица, которое жалуется.
Утвердят общую стоимостную предварительную квалификацию участников закупок. Жалуясь на закупки с НМЦК более 20 млн руб., исполнитель должен иметь хотя бы один исполненный контракт по 44-ФЗ с не менее 20% от НМЦК по госзакупке, на которую подают жалобу в ФАС. Предмет контракта роли не играет. Перестанут обжаловать госзакупки, в которых исполнители не поучаствуют.
Утвердят срок подачи обжалования в электронном виде до истечения половины срока, когда подается сама заявка. Страхуются от злонамеренного затягивания определения поставщика.
Жаловаться на документацию о госзакупке разрешат только один раз. Уменьшают риск затягивания госзакупки путем направления более чем одной жалобы от каждого участника.
Жаловаться на работу заказчиков разрешат, когда такие действия или бездействие относится непосредственно к заявке участника госзакупки. Запретят подачу жалоб по заявкам других участников госзакупки.

Антимонопольная служба поделилась планами по изменениям.

Как оформить жалобу в ФАС

Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.

Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу. При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам. Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.

Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.

При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения.

Все жалобы хранятся в реестре ЕИС. На сайте единой информационной системы можно посмотреть количество обращений в ФАС по тому или иному субъекту, заполнив соответствующие поля в фильтре: по закупке, заказчику, дате или номеру документа. У обращения может быть несколько статусов.

Жалоба не принята:

  • обращение не соответствует требованиям ФЗ № 44 или № 223;
  • документ не подписан или заверен не уполномоченным на то лицом;
  • истёк срок подачи обращения;
  • уже есть судебное решение.

Жалоба принята и удовлетворена:

  • заказчику предписывается изменить данные о закупках;
  • отменяется протокол выбора победителя;
  • подписанные договора с заказчиком по тендеру аннулируются.

Если решение ФАС по существу обращения никоим образом не повлияет на результаты выбора победителя, то предписание может не выдаваться.

Жалоба принята, но отклонена:

  • отсутствуют веские доводы со стороны поставщика;
  • недостаточно материалов для принятия решения по заказчику.

Если поставщик не согласен с решением антимонопольной службы, то он вправе его обжаловать в этой же инстанции, либо обратиться в суд.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *